Главна¤
ЭКСПРЕСС-ПОМОЩЬ!
ОБУЧЕНИЕ
ДИЗАЙН салона
УСЛУГИ
СТАТЬИ
Договоры конфиденциальности и Банковские реквизиты
Контакты
Отзывы


ЕЩЕ О МОТИВАЦИИ

Плохое что хочу- делаю, хорошее что хочу - не делаю? что же мне мешает? (вопрос, подсмотренный на просторах интернета :))

Кого и как можно мотивировать? Объектом ваших усилий может стать любой человек, ибо любого можно подвергнуть мотивирующему воздействию и нас, в том числе.

На самом деле мотивация начинается с нас самих. Самомотивация — очень важный процесс, но несмотря на то, что она в чем-то совпадает с мотивацией других, ее лучше всего рассматривать отдельно, вместе с другими навыками самосовершенствования.

Мотивация — это мощный инструмент воздействия, сфера влияния которого выходит далеко за пределы традиционных представлений о ней как средстве стимуляции персонала к работе.
Однако, помним, что неискренняя мотивация будет «работать» до определенного момента, но в конечном счете потерпит крах.

Чаще мы запугиваем, спорим, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо. Мы грубы и нетерпеливы с детьми, друг с другом, даже сами с собой, и потом сожалеем об этой грубости.

Чтобы мотивирующее влияние было глубоким и длительным, оно должно сделаться чем-то бОльшим.

Часто мы понимаем мотивацию как систему "поощрений и наказаний". И потом удивляемся, почему же она не работает. Мы продолжаем изобретать все новые и новые "морковки".

                                      ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ

 

Как бывает обычно? Мы раздаем награды и наказания после того, как действие совершено, но они, безусловно, уже не могут воздействовать на совершённое действие.

Для лучшего эффекта в формировании нужных навыков лучше использовать стимулирующее "подкрепление".


Что такое "подкрепление"и что оно дает?


«Положительное» (то, к чему надо стремиться) или «Отрицательное» (то, чего надо избегать) дается именно во время поведения, на которое надо воздействовать.                                                                           Подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент.


                            I. ПОДКРЕПЛЕНИЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

Положительное подкрепление – это нечто, ОЧЕНЬ желаемое человеком.
Негативное подкрепление – это то, чего он ОЧЕНЬ хотел бы избежать.


        
     1. Что такое положительное подкрепление?

Положительное подкрепление –активно формирует поведение в желаемом направлении, повышает самооценку, мотивирует овладение новыми навыками, увеличивает инициативность.

Самое главное в обучении с подкреплением то, что вы не можете подкрепить поведение, которое не встречается. Если сотрудник никогда не приходит вовремя на работу, вы не сможете его положительно подкрепить!.

Подкрепление – это только информация. Оно говорит человеку, что именно вам нравится.

Человеку должно быть отлично известно за что конкретно произошло поощрение. Мы разработали систему KPI, составили вместе с сотрудниками их личные планы дальнейшего роста, провели тренинги с персоналом... Мы вместе со своими сотрудниками имем регулярно обратную связь, процесс идет. В этом случае желательные действия будут закреплены и получат дальнейшее развитие.

Немедленное поощрение сильнее стимулирует работников и их окружающих, чем отложенное на долгий срок. Обучаете своего администратора навыкам работы с компьютерной программой. Стоите рядом, наблюдаете, поощрительно киваете головой, приговаривая "так, молодец, всё верно...". Как это часто делают учителя во время опроса учеников.

Люди редко считают, что их покарали справедливо, оттого в долгосрочном аспекте негативное подкрепление, воспринимаемое как наказание, вызывает открытое либо скрытое сопротивление.

 

     2. Непредсказуемые и нерегулярные поощрения стимулируют лучше,

                        чем ожидаемые и прогнозируемые. Вуаля, СЮРПРИЗ!!! :) 


Вы, думаю, замечали, как люди быстро привыкают к сложившейся системе стимулирования. Более того, отсутствие ожидаемого поощрения начинает восприниматься как несправедливость. Так что вместо стимулирующего наступает тормозящий эффект.

Мы, руководители, анализируем критерии качества (KPI) для адекватного вознаграждения и мотивирования сотрудников, а они преимущественно оценивают свои личные достижения путем сравнения с результатами других. Насколько отличается их собственный заработок от заработка коллеги является подчас более устойчивым фактором удовлетворенности, чем сам заработок.

Зарплата по пятницам является фиксированным подкреплением, делающим понедельник тяжелым днем. Нечего и говорить, что выплата зарплаты ежедневно - самая большая ошибка руководителя, а также - только фиксированная оплата труда при сдельном характере работы. Это скорее демотиватор!

У персонала могут быть эффективны различные виды прогрессивных оплат или других подкреплений (например, награды), тесно связанные с качеством и количеством продукции и выдаваемые НЕОЖИДАННО с обычным подкреплением.

                             3. Лучшее время для подкрепления


 

Мы всегда слишком запаздываем подкрепляя друг друга. "Послушай, дорогая, вчера вечером ты выглядела замечательно", – звучит совсем не так, как та же фраза, сказанная вовремя.

Слишком раннее подкрепление тоже неэффективно.

"Размахивание бананами" -  попытка подкрепить действие, которое еще не совершилось. Это называется взяточничеством!

Вообще, подкрепление поведения, которое еще не совершилось, – подарками, обещаниями, комплиментами или чем-нибудь в этом роде – ни капельки не подкрепляет это поведение.

Если что-то и подкрепляется, так это поведение, совершающееся в данное время, вероятнее всего, – выпрашивание подкрепления. Обещаем ничем не заслуженные зарплаты и бонусы, а когда бюджет не справляется с обещаниями, получаем шантаж или саботаж?

                       4. Организованное подкрепление


 
На собраниях коллектива, в клубе ваших любимых клиентов, на мастер-классах , проводимых для них происходит влияние подкрепления индивидуума группой.

Похвала, медали, церемонии награждения и другие формы группового признания являются мощными подкреплениями, используемыми иногда с большим воображением.

Кроме денег существует ещё много возможностей для мотивации сотрудников. Для этого нужно хорошо знать "Чего хотят женщины" :). Говорите со своим персоналом открыто и часто. Вы узнаете много интересного, а самое главное, что важно для их души и сердца.
Это прекрасно работает и в нашей личной жизни - по-настоящему проникнуться интересом к тому, что хочет другой человек, как находить радость в поисках положительного подкрепления для тех, кого любишь.

Конечно, есть давно известные нематериальные стимулы и они хорошо работают на практике.

Например:

  • Поездки на профессиональные конференции, выставки, конкурсы.
  • Выделенное место для парковки машины.
  • Ежегодные конференции, на которых отмечаются заслуги сотрудника перед коллегами.
  • Специальные статьи на корпоративном сайте.
  • Специальные задания и поручения.
  • Почетные награды, вручаемые в присутствии коллег.
  • Фото сотрудника, вывешиваемая в зоне видимости всеми посетителями.

Общественное признание деятельности группы: Статьи о достижениях группы сотрудников в информационном бюллетене фирмы с фотографией всех участников группы. Всё, что может сплотить, например, всех парикмахеров салона в единую команду.

     5. Отрицательное подкрепление

Мы не можем наказать до или во время нежелательного действия. Наказание всегда происходит после совершенного действия. Вряд ли мы будем стоять с будильником в руках возле спящего сладким сном сотрудника, чтобы он не опоздал на работу в очередной раз. Мы можем попытаться изменить это в дальнейшем, но данное опоздание - уже факт.

Если мы говорим о "подкреплении", то им можно сиюминутно изменить или приостановить  нежелательное поведение. Главное, "отпустить вожжи", когда ситуация исправилась в положительную сторону. Например, решил мастер оставить свое рабочее место в конце рабочей смены неубранным. Вы, руководитель, администратор, это видите. Ваш удивленный взгляд на сотрудника... Он возвращается, убирает. Вы с ним приветливо прощаетесь:).

     6. Что может тормозить мотивацию?

Как мы знаем,  деньги не всегда имеют стимулирующее влияние вовсе не потому, что человек увлечен исключительно самим содержанием трудового процесса, либо занят вопросами  карьеры.
Есть причины иного свойства.

  • Из-за недоверия к администрации. Зная о негативном опыте прошлого, работники не захотят работать интенсивнее, опасаясь, что новые результаты станут потом нормой и в итоге за те же деньги придется работать больше. Повышаем KPI адекватно и индивидуально по возможностям каждого.
  • Размер премии должен составлять не менее 30% основной заработной платы, так как в противном случае она теряет свою стимулирующую силу из-за низкой «чувствительности» (исследования Э. Мэйо).
  • Ближайшее рабочее окружение, например, бригада, может блокировать активность своих членов путем установления неформальных норм выработки. Их превышение повлечет карательные санкции в отношении «отступника» (исследования Э. Мэйо)
  • Недостаточные физические или интеллектуальные возможности человека. Далеко не каждому работнику по силам выполнять или перевыполнять необходимые нормативы для получения дополнительной оплаты.
  • Нежелание больше работать, а значит, и зарабатывать, проявляется, например, когда сотрудник предпочитает провести время в кругу семьи или друзей вместо работы выходные или сверхурочно.
  • Низкий уровень притязаний (потребностей) отдельных работников из-за низкого порога «насыщения», после которого они не хотят прикладывать дополнительные усилия по зарабатыванию денег. Вспоминаем "пирамиду Маслоу" и набираем персонал с "нужным уровнем амбиций".

                          II.    8 правил выработки нужного поведения

1. Повышайте критерий небольшими градациями, чтобы у человека всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление, т.е. чтобы ему легко давалось постоянное улучшение поведения.

2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.

Мы часто не можем  добиться прогресса в каком-либо навыке только потому, что мы пытаемся сразу улучшить две или более стороны деятельности.

3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, пользуйтесь подкреплением текущего уровня ответа, т. е. подкрепляйте любое исполнение данного действия, имеющегося в данный момент.

Когда вы можете позволить себе подкреплять данный уровень поведения случайным образом и сохранять уверенность в получении его, вы получаете свободу в использовании подкреплений только за лучшие проявления данного поведения.

4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.
То, что раз выучено, не забывается, но под подавляющим воздействием нового критерия старое, хорошо выученное поведение иногда временно уходит в сторону.

Ошибки в выученном поведении обычно исправляются в скором времени сами по себе, а выговоры огорчают,  а иногда фиксируют внимание на ошибках, которые становятся постоянными.

5. Не меняйте бизнес-тренеров на «середине реки»; у вас может быть несколько инструкторов на одного обучающегося, но придерживайтесь одной программы выработки на каждый из типов поведения.

В процессе выработки какого-либо поведения вы рискуете значительным регрессом, если перепоручаете своего ученика другому преподавателю. То конкретное поведение, которое должно быть разучено, требует только одного тренера в каждый конкретный момент времени.

6. Если один метод выработки нужного поведения не приносит успеха, найдите другой, их существует множество.
Помните, одни и те же методы работают неодинаково для разных индивидуальностей. 

7. Не заканчивайте процесс обучения, не дав положительного подкрепления, иначе это соответствует наказанию.
Если подкрепление не поступает, хотя обучающийся и не сделал ошибки, это приносит больше вреда. Это может плохо сказаться даже на хорошо отработанном поведении, которое осуществляется в это время.

8. Если навык ухудшается, «возвратитесь к детскому саду», быстро повторите весь процесс выработки необходимого поведения с серии легких подкреплений.

Нам всем знакомо это чувство, когда пытаемся говорить на иностранном языке, вспомнить стихотворение или поехать на велосипеде после многолетнего перерыва. Иногда внешние обстоятельства временно полностью, уничтожают хорошо выученное поведение– например, в состоянии испуга невозможно произнести заученную речь.
То есть, для обеспечения эффективного управления мотивацией необходимо исследовать как факторы, влияющие на ее результативность, так и причины мотивационного торможения.

 

P.S. Понравилась эта статья? Считаешь её ценной? Тогда поделись ссылкой на этот материал со своими друзьями в социальных сетях, пусть другие тоже получают пользу от данного материала.

 

[назад]
Rambler's Top100
© 2008 Консалтинг салонов красоты/SPA"САЛОН МЕЧТЫ" Ольга Чуватова
Как открыть салон красоты, spa-салон
Тел.: +7 (926) 022-0077,
МОСКВА,


Перепечатка материалов сайта запрещена

www.sugina.ru - разработка сайта